Что это?
В настоящее время большинство товаров можно идентифицировать и отследить с момента производства до реализации конечному потребителю. Делается это для того, чтобы государство имело эффективные рычаги для борьбы с контрафактом и контрабандой. Это позволит в будущем иметь достоверную статистику на территории страны и контролировать рынок.
Потребители также при помощи кода информированы о перемещении товара. Производитель сканирует его при производстве, когда ввозят импортную продукцию, когда продают товары оптом и в розницу, когда списывают. В каждом из этих действий код считывается на складе или в магазине, и программа передает информацию о нем в учетную систему.
Таким образом, Data Matrix — это обязательная маркировка товаров для идентификации. Кстати, помимо разработки Data Matrix, были предпосылки к использованию всем известных QR-кодов, а также штрихкодов.
В чем отличия QR-кода от Data Matrix?
- Параметры. В минимальном размере Data Matrix — 10 х 10, QR-код — 21 х 21. В максимальном размере — 144 x 144 и 177 x 177 соответственно.
- Способ считывания. Data Matrix — под любым углом, QR-код — под любым углом и в зеркальном отражении.
- Спецификация символики. У Data Matrix — ИСО/МЭК 16022, у QR-кодов — ИСО/МЭК 18004.
Таким образом, Data Matrix меньше, чем QR-код, что позволяет разместить его на мелких товарах, упаковках (см. рис. 1).
- Склады, цехи, организации — для внутреннего учёта.
- Производственные предприятия — для повышения конкурентоспособности, доверия клиентов, качества товара.
- Библиотеки, офисы, архивы — для корректной сортировки и быстрого поиска конкретной книги или документа.
- Размещение на визитках или как ссылок в социальных сетях — сейчас это очень актуально для QR-кодов.
В чём преимущества Data Matrix?
- Имеет высокую степень защиты. Кодируется криптографическими методами шифрования, и подделать его практически нереально.
- Считывается даже при повреждении. Это очень предусмотрительно, ведь бывают разные форс-мажоры при транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах или из-за небрежного обращения. Например, если вы повредили QR- или штрихкод, то отсканировать их невозможно.
- Вмещает большое количество информации. Объём данных — 2 килобайта (и даже больше). QR- и штрихкоды уступают по этому параметру.
- Имеет низкую себестоимость. Стоимость генерации одного — 50 копеек без учёта НДС.
Какие сведения можно поместить в Data Matrix?
- Наименование производителя.
- Стану изготовления.
- Дату выпуска.
- Срок годности.
- Номер партии, серии.
- Состав, материал, вес, размер и другие характеристики товара.
Какие товары имеют Data Matrix в России?
- Обувь.
- Шубы.
- Парфюмерия.
- Молочные продукты.
- Табачная продукция, сигареты.
- Фармацевтические препараты.
- Товары легпрома.
- Шины, покрышки для автотранспорта.
- Фотоаппараты, лампы-вспышки.
Есть ли ответственность за немаркирование?
Конечно, реализация немаркированной продукции наказывается штрафами. А если её стоимость к тому же превышает 1,5 млн рублей, то это лишение свободы на срок до 3 лет.