Индивидуальный предприниматель регистрируется всего за три дня. Для этого понадобится минимум документов и финансовых средств.
Способы регистрации: платный и бесплатный
Зарегистрировать ИП можно через интернет, почту или при личном посещении налоговой или МФЦ («Мои документы»). Если есть учётная запись на сайте «Госуслуги» и усиленная квалифицированная подпись, то проще всего пройти регистрацию удалённо. В этом случае госпошлина в 800 рублей вообще не платится.
Для регистрации:
- Зайдите на портал Госуслуги.
- Найдите раздел «Регистрация юрлиц и предпринимателей».
- Заполните онлайн-форму заявления.
- Приложите сканы паспорта и подпишите заявление усиленной подписью.
- Подайте одновременно заявление о выборе УСН – упрощенной системы налогообложения (если требуется).
Разрешается подача документов и через сервис ФНС РФ: www.service.nalog.ru. Забирать выписку из ЕГРИП придется лично. Либо можно заранее оговорить пересылку документа по почте.
Бесплатно зарегистрировать ИП можно также офлайн в МФЦ (центр «Мои документы») и банковских отделениях (Cбербанка, «Тинькофф», «Альфа-Банка», «Модульбанка» и пр.). В банках процедура обычно происходит одновременно с открытием расчётного счёта, поэтому нужно будет скачать мобильное приложение.
Подать заявление на регистрацию ИП разрешается и через нотариуса. В этом случае пакет документов отправляется либо в электронном виде, либо через обычную почту. Обычно за это приходится платить гораздо больше 800 рублей госпошлины (в среднем от 3–4 тысяч рублей).
Но чаще всего регистрация офлайн проводится при личном посещении налоговой. Вы приходите с документами, оплачиваете госпошлину и подаете пакет на рассмотрение. Разберем каждый этап подробнее.
Шаг 1. Собираем документы.
Будущему предпринимателю нужен очень небольшой пакет документов. Не требуется учредительный договор или устав. Не нужно открывать счета заранее и формировать уставный капитал.
Для создания ИП потребуется:
- заполненное заявление по форме Р21001 (бланк можно взять в налоговой, на сайте Госуслуги или ФНС РФ);
- паспорт или его копия (нужно заверить нотариально) либо вид на жительство, РВП для иностранца;
- СНИЛС и ИНН (будут нужны при заполнении заявления);
- подтверждение прописки (если нет штампа в паспорте);
- квитанция об оплате госпошлины.
При очном обращении все вышеуказанные документы подаются одним пакетом в ближайшую налоговую или МФЦ. В заявлении указываются все контакты ИП, его гражданство, возраст и виды деятельности. Простой бланк, на заполнение которого уходит 5-10 минут.
Если вы хотите отправить пакет заказным письмом в ФНС, то предварительно заверьте своё заявление у нотариуса. При электронной подаче через Госуслуги или сайт ФНС подаются те же документы, но в виде сканов.
Шаг 2. Выбираем ОКВЭД.
При регистрации ИП вас попросят указать коды ОКВЭД, то есть обозначить вид деятельности, которым вы собираетесь заниматься.
Поэтому заранее выберите все виды бизнеса, которые намерены вести, и узнайте их коды. Обратите внимание, что для некоторых видов может потребоваться справка об отсутствии судимости. Например, если вы намерены открыть медицинскую лабораторию или предоставлять социальные услуги.
Шаг 3. Выбираем налоговый режим
Одновременно при регистрации ИП можно выбрать упрощенную систему налогообложения (УСН). Для этого нужно заполнить образец заявления по форме №26.2-1 (бланк есть на сайте ФНС).
В заявлении указывается, с какого числа вы начнёте работать на УСН и какой вид доходов в качестве объекта налогообложения выбираете (просто доходы или уменьшенные на величину расходов).
Переход на УСН произойдёт в течение месяца после регистрации ИП или до конца декабря текущего года, если планируется начать работать в упрощённом режиме с нового года.
Шаг 4. Подаем пакет документов и забираем выписку
Подготовленный пакет документов подаём в окошко в налоговой. Обычно на регистрацию уходит до трёх дней. Но при оформлении через банки срок иногда растягивается до 5 дней. В конце вы получаете выписку из реестра о том, что являетесь индивидуальным предпринимателем.
Документ нужно сохранить, так как он будет нужен во многих ситуациях: от открытия счета до оформления договоров с контрагентами. Для подтверждения УСН (если оно нужно) запрашивают информационное письмо из налоговой по форме №26.2-7.
Шаг 5. Регистрация в фондах, печать и счёт
Сразу после регистрации ФНС зарегистрирует вас в Пенсионном фонде. Самостоятельно это делать не нужно. Но в течение месяца после найма первого сотрудника придётся встать на учёт в ФСС (Фонде соцстраха). Кстати, для этого и пригодится выписка из реестра ИП.
ИП сам решает, нужен ли ему расчетный счёт в банке или нет. Открытие счета обязательно, только если сумма контракта составляет от 100 тысяч рублей. Предприниматель также не обязан заказывать печать. Однако и счёт, и печать всё же желательны, если вы намерены активно заниматься своим бизнесом.