После покупки земли нужно получить на нее право собственности. Это требуется для официального подтверждения статуса владельца участка. Без регистрации никакие дальнейшие действия с ним будут невозможны.
Способ оформления земельного участка в собственность зависит от того, каким образом он оказался у владельца. Основными видами процедуры являются:
- выкуп муниципальной земли;
- бесплатная регистрация на льготных основаниях;
- переход участка по наследству;
- получение земли в результате участия в торгах;
- передача участка владельцу по решению суда.
Согласно российскому законодательству, каждый гражданин вправе оформить земельный участок бесплатно только один раз. В дальнейшем регистрационные процедуры будут платными.
Когда можно, а когда нельзя оформить участок?
Получить право собственности можно при разных обстоятельствах.
- У гражданина есть право наследуемого владения участком. Например, земля автоматически переходит наследнику, однако документы на нее будущий собственник еще не получил.
- На участке расположена недвижимость, и лицо имеет право бессрочно пользоваться ей.
- При наличии договора аренды на участок, заключенный с администрацией.
Однако не во всех случаях можно зарегистрировать право собственности на участок. В ряде ситуаций процедура невозможна:
- Участок является объектом стратегического значения для государства и находится в ведении российских служб безопасности.
- Земля расположена на территории кладбища, заповедника, парка, а также имеет культурную или историческую ценность.
- Участок расположен недалеко от объекта атомной энергии.
Также нельзя оформлять в собственность территорию, принадлежащую лесному фонду или загрязненную опасными отходами.
Документы
Для регистрации права собственности на землю заявителю необходимо подготовить пакет документов, который включает в себя:
- заявление на регистрацию;
- копию паспорта гражданина, заверенную нотариусом;
- документацию, подтверждающую наличие у лица права на землю (договор купли-продажи, свидетельство о наследовании, постановление о выделении участка);
- квитанция об оплате госпошлины;
- кадастровый план.
При наличии совладельцев земельного участка к комплекту документов прикладывается их письменное согласие на процедуру.
Свидетельство о праве собственности на землю выдается новому владельцу не позднее, чем через 1 месяц после подачи документов на регистрацию.
Получение кадастрового плана
Основные сложности при подготовке документов на регистрацию земельного участка связаны с отсутствием кадастрового плана. Для его получения заявителю нужно обратиться в территориальный кадастровый орган. При этом ему нужно предоставить свой паспорт, заявление и квитанцию об уплаченной госпошлине.
Кадастровый план выдается в течение 10 дней с момента подачи документов на его получение. Такой срок установлен для случаев, когда оформляемая территория имеет четко определенные границы, и эти сведения указаны в кадастре.
При отсутствии конкретных данных о границах участка срок подготовки плана увеличивается, так как специалистам требуется время для уточнения параметров и расположения территории. Заявитель прежде должен согласовать границы участка с соседями. После этого он повторно обращается в кадастровый орган и предоставляет правоустанавливающую документацию, описание территории и запрос на прохождение учета.
Этапы процедуры
Оформление земельного участка в собственность проводится в несколько этапов:
- Заявитель подает документы в регистрирующий орган. Принимающая сторона выдает расписку о получении пакета документов с указанием приблизительной даты получения выписки из ЕГРП.
- Эксперты проверяют документы на подлинность, а заключенные сделки – на законность.
- Специалисты выявляют наличие уже существующих прав на заявленный объект недвижимости и анализируют иные причины, из-за которых процедура оформления документов на участок может приостановиться.
При отсутствии оснований для отказа в регистрации специалисты вносят соответствующую запись в ЕГРП и выдают свидетельство новому собственнику. В выписке из реестра подтверждается статус владельца земельного участка.
Чем может помочь специалист?
Процедуру можно провести через Росреестр или МФЦ, а можно обратиться в компанию, которая возьмет на себя все хлопоты по взаимодействию с регистрирующим органом и подготовкой документов. Это сбережет время клиента и избавит от возможных рисков, связанных с оформлением права собственности.
Преимущества обращения в юридический центр «Аккорд»
- Бесплатная первичная консультация.
- Проверенный алгоритм действий.
- Узкая специализация юристов на вопросах, связанных с оформлением прав собственности на землю.
Обращение к специалистам минимизирует риски, которые могут возникнуть при получении прав на землю.