В 2022 году открыть компанию и поставить ее на государственный учет реально и без помощи посредников. Нужно только провести небольшую подготовку: созвать собрание учредителей, оформить документы и передать их с заявлением в налоговую инспекцию. При этом можно ускорить процедуру и избежать неоправданных трат. Приводим пошаговую инструкцию, по которой даже новички в бизнесе сумеют без проблем зарегистрировать ООО.
Начать дело можно как единолично, так и вместе с партнерами. Если инициаторов (учредителей) несколько (допускается до 50), то любые управленческие решения должны приниматься только на общих собраниях. Когда бизнес образовывается в одиночку, все важные действия, в том числе регистрация ООО, — это полномочия и обязанности соответствующего единственного собственника.
В любом случае предстоит решить целый ряд вопросов:
Одобренные варианты оформляются протоколом (и единоличным решением при одном учредителе).
Поговорим подробнее о том, как нужно действовать:
1. Название. Это должно быть словосочетание с упоминанием формы собственности: на русском обязательно, по желанию дополнительно можно на национальном языке народа РФ или иностранном. Кроме полного, допускается использование и сокращенного наименования. Например, общество с ограниченной ответственностью «Ветер», ООО «Ветер», Ltd Veter. Но нужно помнить об установленных запретах. Нельзя включать в название:
Штрафами до 5 млн рублей чревато и использование уже зарегистрированных товарных знаков. Но повторять обычные наименования не возбраняется.
2. Юридический адрес. В качестве данного реквизита можно указать:
Требований о подтверждении юридического адреса в законодательстве нет. Но во избежание проблем при регистрации или в будущем лучше предоставить свидетельство о праве собственности или гарантийное письмо арендодателя, выписку из ЕГРН, согласие владельца недвижимости (если это жилье директора или участника ООО), заверенное нотариально.
3. Размер уставного капитала и разбивка по долям. По закону минимум для ООО — 10 тысяч рублей, но в ряде регионов для некоторых направлений деятельности повышенные требования. Конкретная величина капитала сверх нормативной суммы устанавливается на усмотрение партнеров по бизнесу.
Обязательные 10 тысяч рублей должны быть внесены деньгами, а все, что больше, разрешается и имуществом, например оборудованием, товаром, спецтехникой.
Единственному учредителю принадлежат все 100% уставного капитала. Доли нескольких собственников ООО распределяются в соответствии с их договоренностями. Это могут быть равные части или нет. В первом случае имеет смысл выбирать такой размер уставного капитала, который делится на всех точно и без округления.
4. Коды ОКВЭД. Каждому направлению бизнеса присвоено индивидуальное цифровое обозначение в общероссийском классификаторе. Один вид деятельности нужно указывать как основной, а остальные — как дополнительные (количество не ограничено законом, но увлекаться не стоит, иначе это привлечет внимание налоговой). Например, для сигаретного киоска основной — 47.26 (розничная торговля табачными изделиями). Но можно сразу предусмотреть развитие и расширение бизнеса, например продажу пищевых продуктов или напитков. Поэтому целесообразно указать другие возможные коды ОКВЭД еще при регистрации ООО.
5. Система налогообложения. Выбрать и указать режим нужно заранее. Иначе бизнесу будет по умолчанию назначен общий (ОСН) — наиболее финансово и трудозатратный. Если предприятие попадает под критерии по обороту и численности персонала, то сможет работать на упрощенке (УСН). Здесь также допускается два варианта: расчет только по доходам (ставка — 6%) или по разнице доходов и расходов (ставка — 15%). Сельхозпроизводителям доступна еще одна система — ЕСХН (предусматривает уплату от 6 до 0% в зависимости от региона ведения деятельности). Чтобы сразу начать работу на ЕСХН или УСН, следует при регистрации подать специальное уведомление — форму 26.2-1.
6. Учредительная документация. Устав составляют все будущие ООО. Разрешается использовать типовой вариант или собственный. Первый не предоставляется в налоговую вместе с пакетом документом — достаточно указать выбранный вид устава в заявлении (всего их 36). Индивидуальный требуется при создании крупного бизнеса со сложной структурой. Специально разработать устав придется и в случае, если в типовых не предусмотрены особые намерения и планы учредителей, например использование круглой печати. В таком документе должны быть подробно расписаны основные правила управления в будущей фирме, включая:
Допускается составление и еще одного документа — учредительного договора. Это необязательно, но поможет защитить фирму при разногласиях партнеров по бизнесу и упростит решение других совместных вопросов.
7. Решение об учреждении. Оформляется единолично подписанным распоряжением или протоколом собрания участников ООО. В них необходимо указать:
Решение и протокол не требуют нотариальной заверки, но только при регистрации ООО. В текущей деятельности данный вопрос регулируется законодательством или соответствующим положением устава.
Для обращения в налоговую инспекцию необходимо:
1. Заполнить заявление. Для регистрации ООО и других юридических лиц законом утверждена форма Р11001. Вносить в нее информацию разрешено как от руки, так и на компьютере. Важно детально изучить правила заполнения, иначе при любой ошибке документы будут возвращены, а регистрация не состоится.
Главные моменты, о которых следует знать:
Заявление составляется в единственном экземпляре. Заполнять листы, которые не содержат информации, касающейся деятельности фирмы, необязательно. Подавать и нумеровать их тоже не нужно. Страницы заявления не скрепляются.
Однако вносить данные в заявление от руки неудобно. Отслеживать, исправлять ошибки будет сложно и долго. Для помощи в регистрации бизнеса ФНС разработала специальную программу, в которой заполнить форму гораздо проще. При одном учредителе заявление будет состоять из 12 листов.
Подписывать форму заранее нельзя! Требуется заверить подписи учредителей уполномоченными лицами. При подаче документов в ФНС лично это сделает ответственный сотрудник налоговой инспекции. Когда представление бумаг поручается одному из учредителей либо доверенному представителю, подписи на заявлении должны быть предварительно заверены нотариусом. Те же правила касаются и отправки документов на регистрацию ООО по почте.
2. Оплатить госпошлину. Это также нужно сделать еще до обращения в ИФНС. Согласно Налоговому кодексу РФ, стоимость государственной регистрации юридического лица, включая ООО, составляет 4000 рублей. При наличии двух и более учредителей расходы на госпошлину делятся между ними поровну (но, например, трое должны заплатить по 1334 рубля).
Перечислять деньги нужно в налоговую инспекцию, которая отвечает за регистрацию бизнеса в конкретном регионе. Если ошибиться в реквизитах, госпошлина будет считаться неоплаченной. Для правильного заполнения платежного поручения лучше воспользоваться специальными сервисами на сайте ФНС.
При отсутствии возможности оплатить онлайн можно просто сформировать, а потом распечатать квитанцию. Дальше нужно с ней прийти в банк и через кассу внести необходимую сумму.
Подтверждение оплаты госпошлины для налоговой формально не требуется — информация берется из внутренних источников ведомства. Но чтобы гарантированно пройти регистрацию без задержек, принести исполненную платежку или квитанцию не помешает.
Госпошлину можно и не платить вообще: такую льготу законодательство дает тем, кто подает документы в электронной форме, в том числе с помощью нотариуса или в МФЦ. Такой вариант не только удобнее и быстрее, но и выгоднее, чем обращаться в ИФНС лично либо по почте.
3. Сформировать пакет документов. Его состав определяется количеством учредителей:
Необязательно, но целесообразно также предъявить:
Важный момент: по правилам регистрация ООО проводится на основании обращения всех его потенциальных учредителей, причем одновременно. Часто некоторые из них не могут или не хотят присутствовать при подаче заявления. Тогда им следует уполномочить на совершение необходимых действий одного из своих партнеров и выписать ему доверенность.
Передать документы в ИФНС можно следующими способами:
Максимальный срок принятия налоговой инспекцией решения по таким обращениям — 3 рабочих дня. По истечении указанного времени на электронную почту заявителя поступит:
Когда документы нужны и в бумажном виде, то еще при заполнении формы Р110011 следует позаботиться о проставлении соответствующего знака, а именно «1» на листе «И», странице 2. При готовности подтверждений налоговая сообщит заявителю о возможности получить их на бумажном носителе. По просьбе их могут передать по почте. В Москве и некоторых других городах предлагается отправка курьерскими службами, например Pony Express или DHL Express.
Оформить сотрудников
Некоторые ООО работают вообще без персонала. Но как минимум директор должен быть. Принять его нужно, как и обычного сотрудника, то есть заключить трудовой договор и издать приказ о назначении на должность. Если все-таки принято решение набрать штат, то остальных работников оформляют аналогичным образом. Кроме директора, часто нанимается еще и бухгалтер.
Итак, план действий такой:
Проверить постановку предприятия на учет в ФСС и ПФ
Регистрация плательщиков страховых взносов во внебюджетных социальных фондах, как правило, происходит автоматически. Как только регистрация ООО состоялась, налоговая инспекция передает соответствующую информацию по внутренним каналам другим органам. Данный факт подтверждается сообщением на электронную почту заявителя. При отсутствии такого уведомления необходимо обратиться в фонды лично и забрать информационные письма в бумажном виде.
Уточнить статистические коды
Это также происходит без дополнительных обращений. Сразу после регистрации Росстат присваивает соответствующие коды новому ООО. Увидеть их можно на официальном сайте данного ведомства. Чтобы выгрузить информацию, достаточно ввести ИНН собственного предприятия. Сервис сформирует информационное письмо с кодами статистики и предложит выгрузить в формате PDF или Excel.
Открыть расчетный счет
Законодательство не выдвигает это в качестве обязательного требования. Однако на практике без расчетного счета фирме будет сложно. В частности, его отсутствие ограничит работу с наличными — сделки на 100 тысяч рублей и больше окажутся под запретом. Данное правило действует в отношении именно наличного способа расчетов. При попытке нарушить его виновное ООО понесет наказание в виде штрафа на 50 тысяч рублей. Кроме того, если вести наличные расчеты, то понадобится установить и обслуживать онлайн-кассу.
Сформировать уставный капитал
Денежные средства учредители должны перечислить на основной расчетный счет. Никаких особых банковских реквизитов для этого не требуется. На оплату дается 4 месяца после регистрации или меньший срок, установленный в уставе общества. Если учредитель опоздает с внесением своей части средств, то потеряет права на бизнес. Его доля перейдет ООО и затем другим участникам согласно действующей пропорции вкладов в уставном капитале.
Поставить на учет онлайн-кассу
Без нее не обойтись, если предприятие намерено принимать от покупателей наличные, электронные деньги или банковские карты. Кассовый аппарат нужно подключить своевременно. При нарушении установленного срока ООО грозит штраф и даже более жесткие меры в виде принудительного приостановления хозяйственной деятельности.
До начала работы с онлайн-кассой нужно выполнить ряд шагов:
После этого можно спокойно работать.
Поделиться