Защита прав потребителей — это комплекс мер, которые регулируют отношения между двумя сторонами: предпринимателями, предлагающими товары или услуги, и покупателями (заказчиками). В интересах потребителей используются разные защитные механизмы.
Как обеспечивается защита
Все механизмы защиты прав потребителей разработаны государством. В первую очередь они включают законодательные нормы: принимаются нормативные акты и законы, направленные на обеспечение интересов покупателей товаров и заказчиков услуг. Также они регулируют правила продажи товаров и предоставления услуг.
Какие еще механизмы используются:
- Государственный контроль. Если права человека нарушены, он может пожаловаться на продавца или исполнителя в Роспотребнадзор. Госорганы контролируют деятельность предприятий, предоставляющих услуги или продающих товары, и проверяют их на соблюдение законодательных норм.
- Просветительская работа. Организации и государственные учреждения регулярно рассказывают о порядке действий в проблемных ситуациях.
- Рассмотрение жалоб. Такие механизмы есть в большинстве стран. Они позволяют отстоять свои права как в судебном, так и во внесудебном порядке.
Главная цель защиты прав потребителей — обеспечение справедливой торговли. Покупая товар или заказывая услугу, человек должен быть уверен, что, если его интересы будут нарушены, это не останется безнаказанным.
по документам / материалам дела до 1 часа
Что считается нарушением прав потребителя
Любое действие или бездействие продавца, или исполнителя, если это затрагивает интересы покупателя или заказчика.
Приведем примеры:
- Неверная цена. На ценнике указана одна сумма, на кассе пробивают другую. По закону магазин обязан продать товар по цене, указанной на ценнике.
- Неверное описание товара (характеристик, свойств). В итоге человек может купить не то, что нужно. По закону описание должно соответствовать реальным качествам продукции.
- Продажа некачественных товаров, продуктов питания с истекшим сроком годности.
- Нарушение срока возврата денег за некачественный товар.
- Причинение убытков в ходе оказания услуг.
- Нарушение срока выполнения работ или оказания услуг.
- Недостоверная реклама. Она не должна вводить людей в заблуждение.
- Навязывание дополнительных услуг.
- Неисполнение обязательств по договору. Порядок и сроки исполнения должны быть указаны в нем.
- Отказ продавца или исполнителя от исполнения договора в одностороннем порядке. По закону это запрещено.
- Продажа поддельных товаров.
- Нарушение правил оформления договора.
- Несоответствие услуг заявленным требованиям.
- Недостаточная квалификация исполнителей услуг.
- Нарушение правил возврата товаров.
Для потребителя нарушение его прав влечет финансовые, юридические и моральные последствия. В первом случае он просто лишается денег. Во втором ему приходится обращаться к юристам, чтобы взыскать эти деньги вместе с неустойкой и штрафами. А заодно и потребовать компенсацию морального вреда.
Права
Есть отдельные меры, направленные на защиту прав и интересов потребителя при покупке товаров или услуг. Также они позволяют защитить права в случае, если те нарушены продавцом, изготовителем или исполнителем.
У потребителя есть право:
- На получение гарантийного срока. Если качество товара не соответствует заявленным требованиям, его можно вернуть, а в некоторых случаях и потребовать возмещения убытков.
- Возврат некачественного товара. Для этого у покупателя есть 14 дней, некоторые виды товаров можно вернуть в течение гарантийного срока или срока службы. Если речь о технически сложной продукции, возврат возможен в течение 15 дней после покупки. Потом он оформляется только при обнаружении существенного недостатка либо в случае, если товар был в ремонте по гарантии более одного месяца в течение гарантийного года.
- Обращение в суд. Роспотребнадзор может привлечь продавца только к административной ответственности за нарушения. Взыскивать с него неустойку, моральную компенсацию и штраф придется в судебном порядке. Иск может быть как коллективным (от нескольких истцов), так и индивидуальным (от одного человека).
- Содействие Роспотребнадзора в защите интересов. В некоторых случаях сотрудники ведомства могут действовать в интересах граждан в судах. Обычно это касается серьезных нарушений.
- Информирование о новых услугах и товарах. Если в магазине есть что-то новое или проводится акция, об этом уведомляют потенциальных покупателей через приложения, объявления на входе. На получение уведомлений по СМС или электронной почте нужно согласие потребителя.
- Безопасность товаров и услуг. Даже если цена на товар ниже, чем у конкурентов, это не означает, что он может быть заведомо некачественным. Если же магазин продает товары с недостатками, бывшие в употреблении, потребители должны быть об этом оповещены.
- Уменьшение цены товара. Если человек купил вещь, а потом обнаружил недостаток, он может ее не возвращать, а потребовать соразмерного уменьшения стоимости.
Куда жаловаться на нарушение прав потребителя
Наибольшую часть жалоб рассматривает Роспотребнадзор. Также можно обратиться к Уполномоченному по правам потребителей в своем регионе. Если нельзя решить проблему в досудебном порядке, можно подать исковое заявление в суд.
Также может понадобиться хороший адвокат или юрист, если самостоятельно решить проблему не удается. Он проконсультирует по любому вопросу и будет представлять интересы в ходе судебных разбирательств, поможет добиться исполнения решения суда.