10 минут 435

О трудовых спорах

Логотип компании
4-Й Верхний Михайловский проезд, дом 6, корпус 1, помещение 1, офис 4, Москва, 115419
Телефон: +7 929 649 25 67 Телефон: +7 495 664 69 69 Телефон: +7 495 958 18 63
Трудовые споры – это разногласия, которые могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Поясняем, что может считаться трудовым спором и какие варианты разрешения возможны.

Основные понятия и порядок урегулирования таких конфликтов содержатся в Трудовом кодексе РФ, главах 60, 61. В частности, различаются 2 вида трудовых споров:

  • индивидуальный. Представляет собой разногласия между работодателем и одним конкретным работником;
  • коллективный. Это конфликт между работодателем и трудовым коллективом или его представителем профсоюзом.

Стороной индивидуального трудового спора считается действующий либо ранее уволенный сотрудник компании и даже кандидат, который получил отказ в приеме на работу (ТК, статья 381). Также таким спором может быть признан конфликт с работником по гражданско-правовому договору. К подобным отношениям применяются нормы трудового права в случае проведения судебных разбирательств и установления факта прикрытия гражданско-правовым договором фактической работы в формате «работник-работодатель».

При коллективном споре стороны обычно действуют через представителей. От работодателя это юрист или директор предприятия, а от работников — член рабочего актива либо руководитель профсоюзной ячейки.

Причины возникновения трудовых конфликтов:

1. Индивидуальных — вопросы применения норм права. Претензии вызывает интерпретация положений локальных, отраслевых или федеральных нормативных актов, в том числе ТК РФ, трудовых контрактов и коллективного договора.

2. Коллективных — нарушения действующего порядка трудовых отношений, например:

  • при заключении, выполнении и изменении коллективного договора и дополнительных соглашений;
  • при утверждении условий и их изменений, включая оплату труда;
  • при согласовании новых локальных актов, в частности без учета мнения профсоюза.

Кто уполномочен заниматься трудовыми спорами?

Коллективный спор рассматривается примирительной комиссией. Если урегулировать конфликт не удается, дело поручается независимому посреднику либо передается в трудовой арбитраж. Согласно ТК, статье 382 индивидуальные трудовые споры разрешаются в судах или через специально созданные комиссии (КТС).

Первичный орган для их рассмотрения — именно комиссия. В нее входят представители всех сторон конфликта в равном количестве. Представитель от работников выбирается на общем собрании или делегируется от профсоюза. Работодателю для назначения представителей достаточно издать приказ. В каждой комиссии должен быть избран руководящий орган в составе председателя, заместителя и секретаря. Изготавливается собственная печать. Организационные и технические вопросы деятельности КТС решаются работодателем.

В Гражданско-процессуальном кодексе РФ, в статье 24 определена подсудность трудовых споров. Их передают в районные суды. Конкретный орган для обращения определяется исходя из места нахождения компании (головного офиса) или филиала (представительства) работодателя. Такие дела не рассматриваются в мировых и других судах как органах первой инстанции.

Если на этом этапе выносится решение, не удовлетворяющее работника, или оно не выполняется ответчиком, заявитель вправе подать повторный иск в суд более высокой инстанции.

Как урегулируются индивидуальные трудовые споры?

Обращение в КТС

1. Работник обращается в КТС.

Сделать это нужно не позднее 3 месяцев со дня, когда заявитель должен был узнать или фактически узнал о своих нарушенных трудовых правах. Каждое обращение регистрируется и планируется к рассмотрению в течение ближайших 10 дней.

Изучение спора
2. Комиссия изучает обстоятельства спора.

Рассмотрение должно всегда вестись в присутствии самого работника или его доверенного представителя. Если заявитель не явился на назначенную встречу, заседание по его жалобе откладывают. Чтобы оценить ситуацию объективно, КТС запрашивает документы у работодателя, вызывает свидетелей по делу, привлекает экспертов. Ход заседания отражается в протоколе.

Вынесение решения
3. Выносится решение.

По вопросу проводится тайное голосование. Для положительного вердикта достаточно, чтобы простое большинство присутствующих участников заседания высказались «за».

После заверения копии решения должны быть розданы сторонам спора в течение 3 дней. Работодателю отводится до 10 дней, чтобы согласиться и выполнить вынесенное решение КТС (на исполнение дается еще 3 дня) либо продолжить рассмотрение спора в суде.

Решения таких комиссий достаточно часто успешно обжалуются в суде. Однако, чтобы подать иск, необязательно ждать проведения итогового заседания и результатов. К тому же для решения некоторых вопросов у КТС просто нет полномочий.

Так, могут быть рассмотрены только судом следующие иски:

  • восстановлении на работе, если был незаконный перевод или увольнение;
  • дискриминации при попытке трудоустройства;
  • компенсации материального ущерба работодателю со стороны работника;
  • неправомерном отказе в трудоустройстве, включая случаи приема сотрудников в порядке перевода.

Если работодатель — физическое лицо, то любые конфликты с работниками могут рассматриваться исключительно судом. Причем это не зависит ни от обстоятельств дела, ни от причин разногласий.

Чтобы инициировать разбирательства по возникшим претензиям, необходимо составить и подать исковое заявление. Иногда этим занимается сам работник, чаще — представитель профсоюза или прокурор. Срок для обращения — 3 месяца. Для исков по вопросу незаконного увольнения установлен специальный, более короткий срок. Нужно отправить заявление в течение 1 месяца с момента вручения противоправного приказа и выдачи трудовой книжки. Чтобы получить возмещение ущерба, причиненного работником, работодателю дается гораздо больше времени. Обратиться в суд в этом случае можно даже через год после обнаружения потери, недостачи, кражи и т. п.

В пользу кого будет разрешен трудовой спор, в значительной степени зависит от доказательств, собранных и предоставленных сторонами. Для суда их нужно подбирать самостоятельно. Другие уполномоченные органы берут этот процесс на себя. Так, трудовая инспекция (ГИТ) после получения жалобы работника организует внеплановую проверку. КТС запрашивает факты и обоснования по делу у обоих участников конфликта.

Имейте в виду: решить индивидуальный трудовой спор в ГИТ не удастся. У данного органа для этого нет полномочий. Возможно только выписать штраф по бесспорным и очевидным нарушениям работодателя. Если есть малейшие сомнения, а работодатель не признает вину, то спор должен быть передан в КТС либо сразу в суд. Например, ГИТ может признать однозначным нарушением неправильную процедуру увольнения работника. Но если претензии вызвал не порядок, а некорректное основание, то придется подключать уже суд или комиссию.

Поделиться

Комментарии (0)

Добавление комментариев закрыто.
Свяжитесь с нами
Свяжитесь с нами
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете согласие на обработку персональных данных.

Юридическая компания «АККОРД»

4-Й Верхний Михайловский проезд, дом 6, корпус 1, помещение 1, офис 4

Москва

115419

Россия

+7 929 649 25 67

+7 495 664 69 69

+7 495 958 18 63

info@юкаккорд.рф

О трудовых спорах

Трудовые споры – это разногласия, которые могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Поясняем, что может считаться трудовым спором и какие варианты разрешения возможны.

Основные понятия и порядок урегулирования таких конфликтов содержатся в Трудовом кодексе РФ, главах 60, 61. В частности, различаются 2 вида трудовых споров:

Стороной индивидуального трудового спора считается действующий либо ранее уволенный сотрудник компании и даже кандидат, который получил отказ в приеме на работу (ТК, статья 381). Также таким спором может быть признан конфликт с работником по гражданско-правовому договору. К подобным отношениям применяются нормы трудового права в случае проведения судебных разбирательств и установления факта прикрытия гражданско-правовым договором фактической работы в формате «работник-работодатель».

При коллективном споре стороны обычно действуют через представителей. От работодателя это юрист или директор предприятия, а от работников — член рабочего актива либо руководитель профсоюзной ячейки.

Причины возникновения трудовых конфликтов:

1. Индивидуальных — вопросы применения норм права. Претензии вызывает интерпретация положений локальных, отраслевых или федеральных нормативных актов, в том числе ТК РФ, трудовых контрактов и коллективного договора.

2. Коллективных — нарушения действующего порядка трудовых отношений, например:

Кто уполномочен заниматься трудовыми спорами?

Коллективный спор рассматривается примирительной комиссией. Если урегулировать конфликт не удается, дело поручается независимому посреднику либо передается в трудовой арбитраж. Согласно ТК, статье 382 индивидуальные трудовые споры разрешаются в судах или через специально созданные комиссии (КТС).

Первичный орган для их рассмотрения — именно комиссия. В нее входят представители всех сторон конфликта в равном количестве. Представитель от работников выбирается на общем собрании или делегируется от профсоюза. Работодателю для назначения представителей достаточно издать приказ. В каждой комиссии должен быть избран руководящий орган в составе председателя, заместителя и секретаря. Изготавливается собственная печать. Организационные и технические вопросы деятельности КТС решаются работодателем.

В Гражданско-процессуальном кодексе РФ, в статье 24 определена подсудность трудовых споров. Их передают в районные суды. Конкретный орган для обращения определяется исходя из места нахождения компании (головного офиса) или филиала (представительства) работодателя. Такие дела не рассматриваются в мировых и других судах как органах первой инстанции.

Если на этом этапе выносится решение, не удовлетворяющее работника, или оно не выполняется ответчиком, заявитель вправе подать повторный иск в суд более высокой инстанции.

Как урегулируются индивидуальные трудовые споры?

Обращение в КТС

1. Работник обращается в КТС.

Сделать это нужно не позднее 3 месяцев со дня, когда заявитель должен был узнать или фактически узнал о своих нарушенных трудовых правах. Каждое обращение регистрируется и планируется к рассмотрению в течение ближайших 10 дней.

Изучение спора
2. Комиссия изучает обстоятельства спора.

Рассмотрение должно всегда вестись в присутствии самого работника или его доверенного представителя. Если заявитель не явился на назначенную встречу, заседание по его жалобе откладывают. Чтобы оценить ситуацию объективно, КТС запрашивает документы у работодателя, вызывает свидетелей по делу, привлекает экспертов. Ход заседания отражается в протоколе.

Вынесение решения
3. Выносится решение.

По вопросу проводится тайное голосование. Для положительного вердикта достаточно, чтобы простое большинство присутствующих участников заседания высказались «за».

После заверения копии решения должны быть розданы сторонам спора в течение 3 дней. Работодателю отводится до 10 дней, чтобы согласиться и выполнить вынесенное решение КТС (на исполнение дается еще 3 дня) либо продолжить рассмотрение спора в суде.

Решения таких комиссий достаточно часто успешно обжалуются в суде. Однако, чтобы подать иск, необязательно ждать проведения итогового заседания и результатов. К тому же для решения некоторых вопросов у КТС просто нет полномочий.

Так, могут быть рассмотрены только судом следующие иски:

Если работодатель — физическое лицо, то любые конфликты с работниками могут рассматриваться исключительно судом. Причем это не зависит ни от обстоятельств дела, ни от причин разногласий.

Чтобы инициировать разбирательства по возникшим претензиям, необходимо составить и подать исковое заявление. Иногда этим занимается сам работник, чаще — представитель профсоюза или прокурор. Срок для обращения — 3 месяца. Для исков по вопросу незаконного увольнения установлен специальный, более короткий срок. Нужно отправить заявление в течение 1 месяца с момента вручения противоправного приказа и выдачи трудовой книжки. Чтобы получить возмещение ущерба, причиненного работником, работодателю дается гораздо больше времени. Обратиться в суд в этом случае можно даже через год после обнаружения потери, недостачи, кражи и т. п.

В пользу кого будет разрешен трудовой спор, в значительной степени зависит от доказательств, собранных и предоставленных сторонами. Для суда их нужно подбирать самостоятельно. Другие уполномоченные органы берут этот процесс на себя. Так, трудовая инспекция (ГИТ) после получения жалобы работника организует внеплановую проверку. КТС запрашивает факты и обоснования по делу у обоих участников конфликта.

Имейте в виду: решить индивидуальный трудовой спор в ГИТ не удастся. У данного органа для этого нет полномочий. Возможно только выписать штраф по бесспорным и очевидным нарушениям работодателя. Если есть малейшие сомнения, а работодатель не признает вину, то спор должен быть передан в КТС либо сразу в суд. Например, ГИТ может признать однозначным нарушением неправильную процедуру увольнения работника. Но если претензии вызвал не порядок, а некорректное основание, то придется подключать уже суд или комиссию.